МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Ст. Карланюртовская средняя общеобразовательная школа» ИНН 0534006129 ОГРН 1020501766581 368020.РД, Хасавюртовский район, ст. Карланюрт. ул. Ахмедханова 74 .E-mail: soshl929@mail.ru Принят решением педагогического совета школы. Протокол № 1 от 28.08.2022г Введен в де МКОУ « ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ В МКОУ«Ст.КАРЛАНЮРТОВСКАЯ СОШ» 1.Общие положения 1.1 .Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и организацию проведения самообследования МКОУ «Ст.Карланюртовская СОШ» (далее - Школа). 1.2.Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в Российской Федерации»; • Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462; Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». -Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 г. № 1218. 1.3.Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Школы. 1.4.Самообследование проводится образовательным учреждением ежегодно. 1.5.Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: • планирование и подготовку работ по самообследованию Школы; • организацию и проведение самообследования в Школе; •обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; • рассмотрение отчета органами коллегиального управления Школой, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются Школой в порядке, установленном настоящим Положением. 1.7.Результаты самообследования Школы оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результата анализа показателей деятельности Школы, отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год. 1.8.Размещение отчета на официальном сайте Школы в сети «Интернет», и направление ею Учредителю осуществляется не позднее 15 апреля текущего года, отчет подписывается директором Школы и заверяется печатью. 2. Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательного Учреждения. 2.1. Директор Школы издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии). 2.2.Председателем Комиссии является директор председателя Комиссии является заместитель директора. Школы, заместителем 2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются: • представители коллегиальных органов управления Школой; • при необходимости представители иных органов и организаций. 2.4.При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором: •рассматривается и утверждается план проведения самообследования; •за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Школы, подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования; • уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования; • председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о контактных лицах; • определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования. 2.5.Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет: порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Школы в ходе самообследования; ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования, способствующее оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении самообследования; • ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования Школы в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности школы, подлежащего самообследованию. 2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается: 3.1. Проведение оценки: • организации образовательной деятельности, системы управления Школой, • • содержания и качества подготовки обучающихся, востребованности выпускников; организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, • функционирования внутренней системы оценки качества образования. 2.6.2.Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3.Организация и проведение самообследования в образовательном Учреждении. 3.1.Организация самообследования в Школе осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии. 3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов. 3.3.При проведении оценки и организации образовательной деятельности: 4.1. Даётся общая характеристика Школы: •полное наименование образовательного Учреждения, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы Школы; • мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая; комплектование классов: количество классов, обучающихся; порядок приёма и отчисления обучающихся; 4.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов: •лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов); • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; • Устав школы; локальные акты, определённые Уставом Школы (соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность); • свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления имуществом; •свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок. 3.3.3.Представляется информация о документации Школы: • наличие основных федеральных, региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу школы; договоры Школы с родителями (законными представителями); личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся Школы; Программа развития Школы; • учебный план Школы; календарный учебный график; годовой план работы Школы; -рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов Школы (их соответствие основной образовательной программе); расписание непосредственной образовательной деятельности; отчёты по итогам деятельности Школы за прошедшие годы; •акты готовности Школы к новому учебному году; • документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям; 3.3.4.Представляется информация о документации образовательного учреждения, касающейся трудовых отношений: книга учёта трудовых книжек работников, личные дела работников; приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам; • трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам; коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору); • правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание Школы (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом); • должностные инструкции работников; • журналы проведения инструктажа. 3.4. При проведении оценки системы управления образовательного учреждения: 3.4.1 .Даётся характеристика и оценка следующих вопросов: характеристика сложившейся в Школе системы управления; • перечень структурных подразделений Школы, оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям Школы; • органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система Школы; •режим управления Школой (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.); содержание протоколов органов коллегиального управления образовательного учреждения, административно-групповых совещаний при директоре школы; • планирование и анализ учебно-воспитательной работы; •состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы Школы, рабочих программ педагогов (планов воспитательно образовательной работы), рекомендации и их реализация; полнота и качество приказов директора школы по основной деятельности, по кадрам; •• порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых); 5.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы управления, а именно: •как организована система контроля со стороны руководства Школы и насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений; •как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для обеспечения образовательной деятельности; •какие инновационные методы и технологии управления применяются в образовательном учреждении; •использование современных информационно-коммуникативных технологий в управлении образовательным учреждением; •оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества образования; 5.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической службы школы; 5.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с неблагополучными семьями; социальный паспорт образовательного учреждения, в т.ч. количество обучающихся из социально незащищённых семей; 3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и Школы: • организация информирования родителей (законных представителей) обучающихся о правах и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования; наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Управляющего совета, родительских комитетов классов; общих и поклассных родительских собраний,; обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов; содержание и организация работы сайта Школы. 3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся: 3.5.1.Анализируются и оцениваются: • Программа развития Школы; • образовательные программы: характеристика, структура образовательных программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ; • механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; 3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе: характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития территории; анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт Школы); • даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором мероприятий; • какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данной Школы, форм воспитательной работы); мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые Школой совместно с другими образовательными учреждениями и учреждениями культуры; • создание развивающей среды в Школе в соответствии с требованиями программ начального, общего и среднего общего образования; обеспеченность играми, дидактическим материалом; • наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной площадки, стадиона, учебных кабинетов и оборудования; • результативность системы воспитательной работы; 3.5.3.Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе: программы дополнительного образования; •наличие необходимых условий, материально-технического, программно методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования; • направленность реализуемых программ дополнительного образования детей; охват обучающихся дополнительным образованием; анализ эффективности реализации программ дополнительного образования; 3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности Школы, в том числе: изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них; • анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц; анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов; • меры, которые были предприняты по результатам опросов образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер; участников 3.5.5.Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки обучающихся, в том числе: •- ■- число обучающихся, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются обучающиеся); -наличие Положения о системе мониторинга результатов \ освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; • соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС); • достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем; достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития обучающихся. 3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются: •учебный план Школы, его структура, характеристика; выполнение; анализ нагрузки обучающихся; календарный учебный график Школы; расписание непосредственной образовательной деятельности; анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности; • соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях обучения; • деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов обучающихся; создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. 6.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается: профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации; количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды; доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе; движение кадров за последние пять лет; • возрастной состав; • работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов); творческие достижения педагогов; - система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства; \ укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами; потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и количества планируемого увеличения штатов); • порядок установления заработной платы работников Школы, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда; • состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках. 6.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и оценивается: • система методической работы Школы (даётся её характеристика); • оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед Школой, в том числе в образовательной программе; формы организации методической работы; •влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников; • работа по обобщению и распространению передового опыта; • наличие в Школе публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно); •использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс); количество педагогических работников Школы, разработавших авторские программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях. 6.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения анализируется и оценивается: • обеспеченность учебно-методической и художественной литературой; общее количество единиц хранения фонда библиотеки; • обеспечено ли образовательное Учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.); востребованность библиотечного фонда и информационной базы; • наличие сайта Школы (соответствие установленным требованиям); • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.); 6.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается: 3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе: уровень социально-психологической комфортности образовательной среды; • соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося; • площади, используемые для образовательного процесса (даётся их характеристика); сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь; сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д; • сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, ТСО; •данные о проведении ремонтных работ в Школе (освоение бюджетных средств); • меры по обеспечению развития материально-технической базы; • мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов. 3.10.2.Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе: наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими организациями; акты о состоянии пожарной безопасности; проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности. 3.10.3.Состояние территории Школы, в том числе: состояние ограждения и освещение участка; • наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к образовательному учреждению; 6.11.При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования: 3.11.1 .Осуществляется сбор и анализ информации о школьном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 3.11.2. Анализируется и оценивается: •наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования; наличие ответственного лица - представителя руководства образовательного учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования; • план работы Школы по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение; информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в Школе; проводимые мероприятия внутреннего контроля в 1рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования; • проводимые корректирующие и предупреждающие действия функционирования внутренней системы оценки качества образования. в рамках 6.12. Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования 4.0бобщение полученных результатов и формирование отчета 4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования Школы, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования. 4.2. Лицо ответственное, за свод , и оформление результатов самообследования Школы, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт). 4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования. 4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта. 4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного управления Школы, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 5. Ответственность 5. [.Заместитель руководителя образовательного учреждения, руководители структурных подразделений, педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства. 5.2.Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо.