МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ст. Карланюртовская средняя общеобразовательная школа»
ИНН 0534006129
ОГРН 1020501766581
368020.РД, Хасавюртовский район, ст. Карланюрт. ул. Ахмедханова 74 .E-mail: soshl929@mail.ru
Принят решением педагогического
совета школы. Протокол № 1 от 28.08.2022г
Введен в де
МКОУ «
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ В МКОУ«Ст.КАРЛАНЮРТОВСКАЯ СОШ»
1.Общие положения
1.1 .Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и
организацию проведения самообследования МКОУ «Ст.Карланюртовская СОШ»
(далее - Школа).
1.2.Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Порядка
проведения
самообследования
образовательной
организацией,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г.
№462;
Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования».
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 г. № 1218.
1.3.Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности Школы.
1.4.Самообследование проводится образовательным учреждением ежегодно.
1.5.Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
•
планирование и подготовку работ по самообследованию Школы;
•
организацию и проведение самообследования в Школе;
•обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
• рассмотрение отчета органами коллегиального управления Школой, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его
проведения, определяются Школой в порядке, установленном настоящим
Положением.
1.7.Результаты самообследования Школы оформляются в виде отчета,
включающего аналитическую часть и результата анализа показателей деятельности
Школы, отчетным периодом является предшествующий самообследованию
календарный год.
1.8.Размещение отчета на официальном сайте Школы в сети «Интернет», и
направление ею Учредителю осуществляется не позднее 15 апреля текущего года,
отчет подписывается директором Школы и заверяется печатью.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательного
Учреждения.
2.1. Директор Школы издает приказ о порядке, сроках проведения
самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее
Комиссии).
2.2.Председателем
Комиссии
является директор
председателя Комиссии является заместитель директора.
Школы,
заместителем
2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
•
представители коллегиальных органов управления Школой;
•
при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4.При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии
проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на
котором:
•рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
•за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Школы,
подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
• уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
• председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о
месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и
материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;
•
определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самоообследования.
2.5.Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Школы в
ходе самообследования;
ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при
проведении самообследования;
•
ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования
Школы в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа
показателей деятельности школы, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
3.1. Проведение оценки:
•
организации образовательной деятельности,
системы управления Школой,
•
•
содержания и качества подготовки обучающихся,
востребованности выпускников;
организации учебного процесса,
качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
•
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
2.6.2.Анализ
показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
3.Организация и проведение самообследования в образовательном
Учреждении.
3.1.Организация самообследования в Школе осуществляется в соответствии с
планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка
включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3.При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
4.1. Даётся общая характеристика Школы:
•полное наименование образовательного Учреждения, адрес, год ввода в
эксплуатацию, с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы
Школы;
•
мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая; комплектование классов: количество классов, обучающихся; порядок приёма и
отчисления обучающихся;
4.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
•лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
• свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических
лиц;
•
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
•
Устав школы;
локальные акты, определённые Уставом Школы (соответствие перечня и
содержания
Уставу
учреждения
и
законодательству
РФ,
полнота,
целесообразность);
• свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
имуществом;
•свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования
на земельный участок.
3.3.3.Представляется информация о документации Школы:
• наличие основных федеральных, региональных нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу школы;
договоры Школы с родителями (законными представителями);
личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся Школы;
Программа развития Школы;
•
учебный план Школы;
календарный учебный график;
годовой план работы Школы;
-рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов
Школы (их соответствие основной образовательной программе);
расписание непосредственной образовательной деятельности;
отчёты по итогам деятельности Школы за прошедшие годы;
•акты готовности Школы к новому учебному году;
• документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие
установленным требованиям;
3.3.4.Представляется информация о документации образовательного учреждения,
касающейся трудовых отношений:
книга учёта трудовых книжек работников, личные дела работников;
приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам;
• трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
•
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание Школы (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
•
должностные инструкции работников;
•
журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательного учреждения:
3.4.1 .Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
характеристика сложившейся в Школе системы управления;
• перечень структурных подразделений Школы, оценка соответствия имеющейся
структуры установленным законодательством об образовании компетенциям
образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям
Школы;
•
органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система Школы;
•режим управления Школой (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и т.п.);
содержание протоколов органов коллегиального управления образовательного
учреждения, административно-групповых совещаний при директоре школы;
•
планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
•состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной
программы Школы, рабочих программ педагогов (планов воспитательно
образовательной работы), рекомендации и их реализация;
полнота и качество приказов директора школы по основной деятельности, по
кадрам;
••
порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся
прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых,
частота обновления, принятие новых);
5.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении
системы управления, а именно:
•как организована система контроля со стороны руководства Школы и насколько
она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам
образовательных отношений;
•как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие
договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.)
для обеспечения образовательной деятельности;
•какие инновационные методы и технологии управления применяются в
образовательном учреждении;
•использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении образовательным учреждением;
•оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества
образования;
5.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической
службы школы;
5.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с
неблагополучными семьями; социальный паспорт
образовательного учреждения, в т.ч. количество обучающихся из социально
незащищённых семей; 3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и
Школы:
• организация
информирования
родителей
(законных
представителей)
обучающихся о правах и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях и
ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Управляющего
совета, родительских комитетов классов; общих и поклассных родительских
собраний,;
обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
содержание и организация работы сайта Школы.
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся:
3.5.1.Анализируются и оцениваются:
•
Программа развития Школы;
•
образовательные программы: характеристика, структура образовательных
программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные
подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного
процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации
образовательных программ;
• механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в
соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической
литературы,
рекомендованных
или
допущенных
к
использованию
в
образовательном процессе;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
характеристика демографической и социально-экономической тенденции
развития территории;
анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный
паспорт Школы);
•
даётся характеристика системы воспитательной работы образовательного
учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным
набором мероприятий;
•
какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении;
наличие специфичных именно для данной Школы, форм воспитательной работы);
мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые Школой совместно с другими образовательными
учреждениями и учреждениями культуры;
• создание развивающей среды в Школе в соответствии с требованиями программ
начального, общего и среднего общего образования;
обеспеченность играми, дидактическим материалом;
• наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной
площадки, стадиона, учебных кабинетов и оборудования;
•
результативность системы воспитательной работы;
3.5.3.Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том
числе:
программы дополнительного образования;
•наличие необходимых условий, материально-технического,
программно
методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
• направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
охват обучающихся дополнительным образованием;
анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности Школы, в том числе:
изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном
учреждении, указать источник знаний о них;
• анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей
(законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц;
анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование,
другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
• меры, которые были предприняты по результатам опросов
образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер;
участников
3.5.5.Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки обучающихся, в том
числе:
•- ■- число обучающихся, для которых учебный план является слишком сложным
полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются
обучающиеся);
-наличие Положения о системе мониторинга результатов \ освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования;
• соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников
федеральным государственным требованиям (требованиям ФГОС);
•
достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем;
достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта;
результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития
обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
•учебный план Школы, его структура, характеристика; выполнение;
анализ нагрузки обучающихся;
календарный учебный график Школы;
расписание непосредственной образовательной деятельности;
анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные
потребности;
• соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях обучения;
• деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов обучающихся;
создание максимально благоприятных условий для развития способностей,
учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
6.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование; количество педагогических
работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих
квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет,
от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения
квалификации;
количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих
учёную степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
движение кадров за последние пять лет;
•
возрастной состав;
• работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных
документов);
творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность;
формы повышения профессионального мастерства;
\
укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
• порядок установления заработной платы работников Школы, в т. ч. надбавок к
должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих выплат; заработная
плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда;
• состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
6.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
•
система методической работы Школы (даётся её характеристика);
• оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим
перед Школой, в том числе в образовательной программе;
формы организации методической работы;
•влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
•
работа по обобщению и распространению передового опыта;
• наличие в Школе публикаций методического характера, материалов с обобщением
опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
•использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по
внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
количество педагогических работников Школы, разработавших авторские
программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях.
6.9. При проведении оценки качества библиотечно-информационного
обеспечения анализируется и оценивается:
•
обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
•
обеспечено ли образовательное Учреждение современной информационной
базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог,
медиатека, электронные учебники и т.д.);
востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
•
наличие сайта Школы (соответствие установленным требованиям);
• обеспечение открытости и доступности информации о деятельности
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в
СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки),
выставки, презентации и т.д.);
6.10. При проведении оценки качества материально-технической базы
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
• соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
• площади,
используемые
для
образовательного
процесса
(даётся
их
характеристика);
сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
•
сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, ТСО;
•данные о проведении ремонтных работ в Школе (освоение бюджетных средств);
•
меры по обеспечению развития материально-технической базы;
•
мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение
в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и
антитеррористической безопасности, в том числе:
наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;
акты о состоянии пожарной безопасности;
проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3.Состояние территории Школы, в том числе:
состояние ограждения и освещение участка;
• наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
образовательному учреждению;
6.11.При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки
качества образования:
3.11.1 .Осуществляется сбор и анализ информации о школьном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5
августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.11.2. Анализируется и оценивается:
•наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования;
наличие ответственного лица - представителя руководства образовательного
учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней
системы оценки качества образования;
• план работы Школы по обеспечению функционирования внутренней системы
оценки качества образования и его выполнение;
информированность участников образовательных отношений о
функционировании внутренней системы оценки качества образования в Школе;
проводимые мероприятия внутреннего контроля в 1рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
• проводимые корректирующие и предупреждающие действия
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
в
рамках
6.12. Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования
4.0бобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования Школы, не
позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов
самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод , и оформление результатов самообследования
Школы, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности
учреждения, подлежащего самообследованию (далее Отчёт).
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы,
высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации,
обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и
замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного
рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая
форма Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного управления
Школы, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
5. [.Заместитель руководителя образовательного учреждения, руководители
структурных
подразделений, педагогические
работники
несут
ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями
законодательства.
5.2.Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо.