Положение о портфолио обучающегося в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТ. КАРЛАНЮРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНН 0534006129
ОГРН 1020501766581
368020.РД, Хасавюртовский район, ст. Карланюрт, ул. Ахмедханова 74 .E-mail: sosh1929@mail.ru

СОГЛАСОВАНО
Протокол Совета трудового коллектива школы.
№ 1 от 27.08.2022г

Введен в действие приказом № 5 директора
МКОУ «СТ.КАРЛАНЮРТОВСКАЯ СОШ»
______ С.М.Жалалудинова С.М. 01.09.2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио обучающегося в школе МКОУ «Ст. Карланюртовская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося школы (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2022 года, ФГОС начального и
основного общего образования, утвержденных Приказами Минпросвещения Российской
Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года с изменениями на 18 июля 2022 года, ФГОС
среднего общего образования, утвержденного соответственно Приказом Минобрнауки России
№413 от 17 мая 2012 года с изменениями на 12 августа 2022 года, постановлением Правительства
РФ от 16 ноября 2020 года №1836 «О государственной информационной системе «Современная
цифровая образовательная среда», а также Уставом общеобразовательной организации и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Полож ение о портфолио обучающегося в школе устанавливает порядок
формирования, структуру и содержание портфолио индивидуальных достижений учащегося
общеобразовательной организации, определяет участников его формирования и их обязанности,
критерии оценивания портфолио.
1.3. Данное Положение о портфолио учащихся разработано в целях создания условий концепции
профильного обучения в школе, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся
в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, реализующих соответствующие
программы общего образования.
1.4. «Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка
обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные
достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в образовательной организации.
1.5. Портфолио — это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей
рейтинга обучающихся.
1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в образовательной

деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального,
основного и среднего общего образования, а также для представления личности обучающегося
при переходе на следующий уровень образования.
2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Целью составления Портфолио является:
 собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий, достижений
в различных областях;
 демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений,
способностей практически применять приобретенные знания и умения.
2.2. Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:
 создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
 содействовать индивидуализации образования обучающегося;
 закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации;
 укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
деятельности со школой;
 поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
 формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную
образовательную деятельность;
 поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
 развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности:
 диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование
умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни
обучающегося и учитывать это в общении;
 контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной
деятельности помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
 воспитательная – осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций;
 функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие
способности обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.
3. Порядок формирования Портфолио
3.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является одной из
составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе в 5
класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета»
выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения

вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.3. Период составления Портфолио:
 4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.
3.4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также
может сохраняться и в электронном виде.
3.5. В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители (законные
представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования, администрация общеобразовательной организации.
3.6. При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:
 систематичность и регулярность ведения Портфолио;
 достоверность сведений, представленных в Портфолио;
 аккуратность и эстетичность оформления;
 разборчивость при ведении записей;
 целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
 наглядность;
 сохранность Портфолио.
3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися
и родителями (законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных
работ), разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право
включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его
индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет считать своим
достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной
части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который
оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет
посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного
образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в
руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию
Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных
представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство
родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные
представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация общеобразовательной организации.
4.2. Обязанности обучающегося:

 оформлять

Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести
аккуратно, самостоятельно и систематически;
 обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы,
материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
4.3. Обязанности родителей (законные представители):
 помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио.
4.4. Обязанности классного руководителя:
 консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать
основам ведения Портфолио;
 организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их
личностное и профессиональное самоопределение;
 осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования;
 осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
 классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несёт
ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
4.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
 организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области;
 разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету.
4.6. Обязанности администрации общеобразовательной организации:
 заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии Портфолио в образовательной деятельности школы;
 директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,
обеспечивающую ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в
образовательной деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по
новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы
общеобразовательной организации.
5. Структура и содержание Портфолио обучающегося
5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства
самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное
содержание.
Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя следующие
разделы:
 титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество,
образовательную организацию, класс, контактную информацию и фото обучающегося
(по желанию родителей (законных представителей) и обучающегося);
 «Мой Мир» («Мой портрет»), (личные сведения об обучающемся) (см. Прилож ение 1);

 «Портфолио

работ»;
 «Портфолио достижений, документов»;
 «Портфолио отзывов»;
 «Разные разности» (заполняется ребенком при его желании и по его усмотрению).
5.2. Раздел «Мой Мир» («Мой портрет») может включать в себя:
 личные данные обучающегося;
 данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребёнка, занесённые им в Портфолио
самостоятельно на добровольной основе;
 информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности,
узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты
анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
 описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их
достижений;
 результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению;
 другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
5.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ – формальных и
творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам,
а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в
рамках образовательной программы общеобразовательной организации. Обязательной
составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные
работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие
успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых
учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
 выборки

детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику
формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей
обучающегося, исследовательские работы и рефераты (указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
 проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
 техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается
ее краткое описание, фотографии);
 работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
 другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
 занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах
(указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их
результаты);
 участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения,
достигнутый результат);

 участие в

конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия,
название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
 участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях,
наличии спортивного разряда);
 иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности
обучающихся.
5.4. В раздел «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные
(документированные) индивидуальные достижения обучающихся.
Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия:
в

предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как
нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
 в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования,
культурно-образовательными фондами и др;
 образовательные тестирования и курсы по предметам;
 в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными
органами управления;
 в спортивных соревнованиях и др.
5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное и
сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных
достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах
обучения в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом
ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов
начального, основного, среднего общего образования, закреплённых в федеральных
государственных образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть
представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической
безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
5.8. «Портфолио отзывов» может включать в себя:
 систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы
наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями,
которые ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и
другие непосредственные участники образовательной деятельности;
 характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные
учителями, родителями (законными представителями), педагогами дополнительного
образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений,
рецензии, отзывы, письма и пр.);
 анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных работ,
в которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект,
исследовательскую работу, благодарственные письма).

5.9. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его
усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.).
6. Критерии оценивания Портфолио
6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио ведётся с позиций достижения
планируемых результатов освоения начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего
Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как
качественной, так и количественной.
6.3. Оценивать материалы Портфолио должен обучающийся с помощью взрослых (родителей
(законных представителей), учителя). Начиная со 2 класса обучающийся проводит самооценку
материалов Портфолио по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично».
6.4. Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведётся на критериальной
основе. Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным руководителем совместно
и вкладываются в Портфолио.
6.5. При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система
оценивания, принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная система
отметок по 5-балльной шкале). Достижение базового уровня оценки интерпретируется как
безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с
оценкой «удовлетворительно» («зачёт») (см. Прилож ение 2).
6.6. Оценка Портфолио проводится не реже 1 раза в полугодие, суммируется по каждому виду
деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого учащегося
(см. Прилож ение 3).
6.7. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных
составляющих:
 результатов итоговой аттестации (средний балл);
 результатов участия в олимпиадах;
 результатов участия в научно-практических конференциях;
 результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;
 результатов личностных и метапредметных достижений;
 динамики развития обучающегося.
6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
Портфолио, делаются выводы:
 о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а
также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения
образования на уровнях основного общего образования;
 о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
 об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка
выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других
классов; возможно привлечение представителя администрации общеобразовательной
организации).
6.10. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио
обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (см. Прилож ение 4). Сводные ведомости
утверждаются директором, заверяется печатью общеобразовательной организации и сдаются
заместителям директора для осуществления внутреннего мониторинга качества образования.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Полож ение о портфолио обучающегося в школе является нормативным
локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на
Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (938) 207-19-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».