УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ <<Ст^^рланюрт»вская СОШ» С ! С.М.Жашйп динова П р и к а з а 5 вт01.0?.2О22г Hit. •/ s *<г. \ < о ?Л ш / м V® *' " ^ pi1 f// .г#о>*Д'£/ учебны й план начального общего образования (ФГОС НОО) 1 - 4 класс МКОУ «Ст.Карланюртовская СОШ» 2022-2023уч.год. Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ст.Карланюртовская средняя общеобразовательная школа» на 2022- 2023 учебный год. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Общая характеристика учебного плана. Учебный план МКОУ «Ст.Карланюртовская СОШ» сформирован в соответствии со следующими документами: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); - Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; - Приказа № 254 от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Школами, осуществляющими образовательную деятельность» (с внесенными изменениями); - Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к Школам воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20); - Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; - Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий; - Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендациипо уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». - Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее ПООП НОО), одобренной решением федерального учебного методического объединения по общему образованию (протокол 1/22 от 18.03.2022 г.) - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ПООП ООО), одобренной решением федерального учебного методического объединения по общему образованию (протокол 1/22 от 18.03.2022 г.) 1.2. Реализуемые основные общеобразовательные программы 1.2.1. общеобразовательная программа начального общего образования (1-4 классы) ФГОС 2021; 4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов; 1.2.2. общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы) ФГОС 2021 5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; 1.2.3. общеобразовательная программа среднего общего образования (10-11 классы) ФГОС 2010 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов 1.3. Режим работы общеобразовательной организации Понедельник - суббота: с 8.00 часов до 17.20 часов. В воскресенье и праздничные дни не работает. 1.4. Продолжительность учебного года Дата начала учебного года - 1 сентября 2022 года Дата окончания учебного года - 31 августа 2023 года Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, в 2 - 11 классах - 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации. Учебный год условно делится на четверти (1-9 классы), и полугодия (10-11 классы), являющиеся периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение образовательной программы .1.5. Продолжительность учебной недели Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс по графику: шестидневной учебной недели с одним выходным днем для обучающихся 2-11 классов. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации возможно деление классов на две группы в сельских образовательных Школах при наполняемости 20 и более человек. - при проведении занятий по родному языку в образовательных Школах, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1-4 классы) и по иностранному языку (2-4 классы); - при проведении занятий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных Школах, где наряду с русским языком изучается родной язык (5-9 кл.), по иностранному языку (5-9 кл.), технологии (5-9 кл.). При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов при проведении занятий по другим учебным предметам, для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов. Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки. Решение о делении классов на группы Школа принимает самостоятельно совместно со своим учредителем, с учетом наличия необходимых финансовых и педагогических ресурсов. Отсутствие специальных норм по делению классов на группы не стоит рассматривать как запрет. Следует иметь в виду, что деление классов на группы имеет педагогическое значение - повышает эффективность учебных занятий и индивидуализирует процесс обучения. Согласно СП 2.4.3648-20 расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры, - для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры, - для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 1 1 классов - не более 7 уроков. 1.6. Дополнительные требования при организации обучения в I классе 1.6.1. учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; для обучающихся предусмотрены дополнительные каникулы с 14.02.2022 г. по 20.02.2022 г.; 1.6.2.для обеспечения адаптационного периода осуществляется специальный режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре по 4 урока по 35 минут каждый и один раз в неделю за счет урока физкультуры 5 уроков по 35минут каждый; в январе - мае по 4 урока по 40 минут каждый и один раз в неделю за счет урока физкультуры 5 уроков по 40 минут каждый; 1.7. Требования к объему домашних заданий Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 1-х классах-1 ч, во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 -5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. 2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (I - IV классы) Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685 21, предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4-х классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за четыре года - 3039 часов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе. При этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: • для 1-х классов - не превышает четырех уроков, один раз в неделю - пять уроков за счет урока физической культуры; • для 2-4-х классов - не превышает пяти уроков при пятидневной учебной неделе. Учебная неделя пятидневная. Количество учебных недель: • 1-е классы - 33 недели; • 2-4-е классы - 34 недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21: • в 1-х классах - не более 21 часа в неделю; • во 2-4-х классах - не более 23 часов в неделю. Планируемые результаты в 1-4-х классах основываются на требованиях к освоению основных образовательных программ, программы формирования универсальных учебных ТТРЙ ГТШ ЛТТ Я HTQTTW P П П Т П Р ^ и Л Р Т О У Л Г С Г Я T T T T /T Y Г 4а П Л Г Г Т Д Т Р Т Т Р Т Д ТД П ^ Т Т Т Р Г * 'П Э Я Личностные результаты: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, проявление инициативы, самостоятельность, умение осознавать свои индивидуальные способности для их дальнейшего развития. Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, освоение системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы при изучении курсов иностранного языка во 2-4-х классах, ОРКСЭ в 4-х классах (при выборе разных модулей). 2.2. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям. • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке» В соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей) изучение содержания учебных предметов предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке «в 1-4-х классах осуществляется в рамках предметной области «Родной(аварский) язык и литературное чтение». 2. «Математика и информатика» Включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю в 1-4-х классах. Изучение информатики в 1-4-х классах осуществляется в рамках других учебных предметов. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических модулей в программы учебных предметов «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир». 3. «Иностранный язык» Включает в себя учебный предмет «Иностранный язык (английский)», так как все обучающиеся начальной школы выбрали для изучения английский язык. Учебный предмет представлен в объеме 2 часа в неделю во 2-м классе и 1 час в неделю во 2-4-х классах. 4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» Включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4-х классах. Программа учебного предмета «Окружающий мир» в 1-4-х классах включает тематический модуль «Информационные технологии в современном мире», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. 5. «Основы религиозных к у л ь т у п и светской этики» Включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который представлен в объеме 1 час в неделю в 4-м классе. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся будут изучать модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры». 6. «Искусство» Включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 1- 4-х классах. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1-4-х классах включает тематический модуль «Работа в графическом редакторе Paint», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. Учебный предмет «Музыка» представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4-х классах. 7. «Технология» Включает в себя учебный предмет «Технология», который представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4-х классах. Программа учебного предмета «Технология» в 1-4-х классах включает тематический модуль «Учебный проект средствами PowerPoint», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. 8. «Физическая культура» Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4-х классах. 2.3. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно образовательной среды образовательной организации. Содержание ООП начального общего образования, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений в рамках учебного плана ООП начального общего образования, направлено на изучение: учебного предмета «Родной (аварский) язык» в 4 классе 1 час в неделю и «Родная (аварская) литература во 2-4 классах по 1 часу в неделю. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. • Согласно Приказа Минобрнауки Дагестана № 373-09/16 от 15 февраля 2016 г. «О внедрении в образовательные учреждения Республики Дагестан программы курса «Шахматы» в 1-4 классах» один час внеурочной деятельности выделено на изучение курса «Шахматы» • Согласно приказу Министерства образования и науки РД за №2261-09/16 от 30.08.2016 г. «О внедрении в образовательные учреждения Республики Дагестан программы курса «Начально-техническое творчество» в 1-4 классах», по одному часу из внеурочной деятельности в 1-4 классах выделено на изучение курса «Начально-техническое творчество». • • С нового 2022- 2023 учебного года каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России Основы проектной и исследовательской грамотности 2.4. Формы промежуточной аттестации Г рафик промежуточной аттестации содержится в календарном учебном графике НОО 2022- 2023уч.год. 2.5. Учебный план начального общего образования на 2022-2023 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю. Всего часов I II III IV Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 3 3 3 3 12 Родной язык 1 2 2 1+1* 6+1* 1* 1* 1* 2 2 2 6 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Литературное чтение на родном языке 1 1+3* Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 21 23+1 * 23+1 * 23+2 * 90+4* 1* 1* 2* 4* 1* 1* Итого: Часть, формируемая образовательной организацией Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык 1* 1* 1* 3* 21 24 24 25 94 Шахматы 1 1 1 1 4 Начально-техническое творчество 1 1 1 1 4 Разговор о важном 1 1 1 1 3 1 1 1 4 28 28 29 109 Родная литература Рекомендуемая недельная нагрузка Внеурочная деятельность На усмотрение 0 0 Всего к финансированию 24